Развитие мелкой моторики у детей 1-2 лет: копилка и монеты

Ксения Смирнова, мама двух сыновей 2 и 12 лет

Использование копилки для развития мелкой моторики ребёнка была пожалуй одной из лучших наших идей. Детка с самого начала (было ему на тот момент чуть больше года) с огромным интересом отнесся к идее игры с монетами и чудо-банкой. И что удивительно, до сих пор (сейчас ему почти 2,5 года) стабильно раз в два-три дня занимается с этим материалом.

Инвентарь для занятия

Банка копилка

развитие мелкой моторики у детей 1 2
В идеале это должна быть именно банка с крышкой, чтобы удобно было вынимать монеты. В нашем случае используется жестяная баночка со Смешариками из под конфет.

Помимо крышки есть и ещё один плюс такого варианта копилки.  Монеты в неё падают с громким бряцаньем, что очень радует и веселит детей. Взрослым придётся терпеть. 😎

Если готовой банки нет, можно соорудить копилку из небольшой жестяной банки от кофе или чая.

Монеты

развитие мелкой моторики 2 года
Почему именно монеты, а не эквивалентные деревянные или пластиковые кружочки? Во-первых, это знакомство с новым материалом - металлом, которого в жизни малыша не очень-то много. Во-вторых, это все ж настоящие денежки, и ребёнок очень ценит эту их "настоящесть". В-третьих, чеканка создаёт дополнительные тактильные ощущения. Значит развитие мелкой моторики у детей 1-2 лет идет по большему количеству направлений одновременно.

Монеты должны быть максимально большими, чтобы свести к минимуму риск проглатывания. Мы остановили свой выбор на больших юбилейных биметаллических 10-рублевках.

Перед тем, как давать их ребёнку, обязательно продезинфицируйте весь набор. Промойте каждую монету по отдельности, замачивание всей горсти не эффективно. 😇

Перед каждым занятием и после него возьмите за правило пересчитывать количество монеток. Ну и конечно не оставляйте малыша с ними один на один.

Рабочая поверхность

мелкая моторика 2 года
Опытным путём мы выяснили, что наш младшенький лучше всего занимается за столиком для кормления. Возможно сказывается ограниченное пространство для маневра.

Дополнительным бонусом стало наличие съёмного подноса с выемками по , в которые так удобно складывать монетки. А в центральной секции стоит сама копилка. Бортики  мешают материалам " убегать " за пределы поверхности. 😉

Если в Вашем распоряжении подобного столика нет, попробуйте найти свой вариант. Им может стать обычный пластиковый поднос или поддон в компании пары небольших пластиковых мисочек.

Развивающие моменты в занятии

Пинцетный захват

развитие мелкой моторики 1 год
Самый первый этап в занятии научить малыша брать монетку не щепотью, а двумя пальчиками. Тем, кому недавно исполнился годик, понадобится время. Детки постарше освоят этот приём довольно быстро.

Попадание монетой в прорезь

Это нам с вами кажется: задача легче легкого. Для малышей все иначе. Первое время карпузу понадобится Ваша помощь. Поворачивайте копилку соответственно тому, как ребёнок держит монетку. Успех в решении задачи стимулирует его пробовать снова и снова.

По мере того, как навык формируется, переставайте поворачивать банку и показывайте, как поворачивать кисть.

Поворот кисти

развитие мелкой моторики у детей 1 года
Это очень нужный навык, который пригодится крохе совсем скоро. Орудовать ложкой, рисовать, собирать пазлы и сортеры. В этих и множестве других задач используется поворот кисти.

Для тренировки поворота фиксируйте копилку в определённом положении и показывайте малышу, как быть в таком случае. Как поворачивать ручку с монетой. Ребёнок, естественно будет противиться усложнению задачи. Будьте упорны, но не доводите до истерики. Чередуйте. 2-3 раза поворачивайте банку, 2-3 раза кисть.

По мере улучшения навыка усложняйте задачу. 3-4 монетки в одном положении, потом 3-4 в другом, потом в третьем и так далее. При этом будьте к ребёнку лояльны. Не хочет он ни в какую бросать монетки с поворотом, позвольте ему некоторое время делать по-своему. Позже снова возвращайтесь к идее поворота кисти.

Помните, что с радостью дети возвращаются к тому занятию, которое ассоциируется с радостью и весельем, а не с мучением и руганью. Отмечайте каждый успех малыша (ура! у тебя получилось!) и не переводить игру в разряд "ты должен научиться".

Со временем эта задача будет становиться для малыша все легче. Вашего участия будет требоваться все меньше. Примерно к  двум годам ребёнок уже с лёгкостью попадёт в прорезь в любом положении. И даже сможет отправить в копилку несколько монет одну за одной, держа их в кулаке. Развитие мелкой моторики у детей 1-2 лет в этой плоскости идет довольно стремительно.

Дальнейшие перспективы

Чем старше будет становиться ребёнок, тем большим разнообразием можно наделить эту игру.

Добавьте монет

Введите в игру новый номинал (например, 5 рублей) и поставьте задачу сложить в копилку только их.

Добавьте копилок

Выдайте малышу две дополнительные копилки другой формы, материала или цвета. Давайте задание положить монетку в свинку, или в деревянную копилку, или в зеленую. Можно задавать и количество монет, которые должны очутиться в банке.

Добавьте и того, и другого

Это уже суперкласс и оттачивание навыков сортировки. Десятки складывай в красную, а пятачки в белую. Двушки в свинку, а рубли в кошку. Ну и так далее, на сколько хватит фантазии и материалов.

Если Ваш малыш зафанател от процесса рассовывания монет по копилкам, есть смысл смотреть по сторонам в поисках необычных и интересных вариантов. Поющих, светящихся, говорящих.

Нашему младшей сыну на прошлый Новый год дед принёс с рынка мягкую копилку-собаку. Она была кособокая и страшненькая, но падающая в прорезь монетка заставляла её петь. Радости  полуторалетки не было предела.

На этом, пожалуй, и все. Пусть Ваши детки растут здоровыми и умными. А ваши занятия пусть приносят радость обеим сторонам процесса.

Похожие новости