Гончарная глина: чем отличается глина для гончарного дела

Гончарное искусство пришло к нам с таких незапамятных времен, что и сосчитать тяжело. При этом, раньше свойства исходного материала мастера могли проверить только на ощупь и этот способ, надо признать, является наиболее эффективным и сегодня. Хорошая гончарная глина, которую используют в мастерских, безусловно, идеальна для лепки и в домашних условиях.

Какой может быть глина для гончарного дела?

Конечно же, материал должен быть достаточно упругим и твердым, чтобы приобретать заданную мастером форму и с легкостью выдерживать ее. Кроме того, выбранная глина обычно достаточно жирная (только такая и подходит для лепки), податливая и тяжелая.

Что касается окраски, то гончарная глина может быть белой или серой, голубой или зеленоватой, коричневой или красной.И все это, конечно же, сделано самой природой. Причина тому вполне объяснима - будучи минеральной осадочной породой, глина содержит массу примесей и именно они являются ключевыми в формировании окраски последней. В целом же, если не вдаваться в химию, то чем темнее глина, тем большее количество органики в ней содержится.

Как правильно выбрать глину?

На самом деле, подходящий для гончарства материал можно найти практически везде. Разница только в том, что некоторая глина является практически сразу готовой к использованию, а в прочих случая придется повозиться, отмучивая ее, приводя тем самым в нужный вид. Пригодность к лепке найденного Вами материала можно проверить простым экспресс-способом - из влажной глины стоит скатать жгутик, толщиной примерно “в указательный палец” и согнуть его пополам - место сгиба не должно содержать трещин или же они должны быть крайне незначительны и едва заметны.

Цветовые особенности глины

Как уже было сказано, глина для гончарного дела может иметь самый разный цвет, но, по большому счету на самом процессе лепки это не отображается никоим образом. Другое дело, что на одной из его стадий изделие может изменить окрас. Исключением является только белая гончарная глина - только лишь при увлажнении она обретает едва уловимую серость, но даже после обжига готового изделия, оно сохраняет первобытную девственную белизну.


Во всех остальных случаях обычно изделия меняют свой цвет. Причем, случиться это может, как при сушке, так и во время обжига. Объясняется это выгоранием органических соединений, которые “окрашивали” глину. По этой причине красить сырую глину не рекомендуют, ведь предугадать. как пойдет процесс на каждой из стадий достемено нельзя (особенно в домашних условиях) и в итоге вместо ожидаемого зеленного оттенка можно получить розовый или бурый вместо красного. В виду этого, обычно применяют довольно простую классификацию глин по “конечному” цвету. К примеру, белая окраска характерна для беложгущейся глины, оттенки от светлого желтого до светлого розового для светложгущейся, а от коричневого до темного фиолетового - для темножгущейся.


Нужно это больше для того, чтобы понимать, как правильно подобрать цвет для дальнейшей покраски высушенных изделий, а также для определения температурных диапазонов, в которых должны происходить стадии изготовления гончарных изделий.

Похожие новости